УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ СИСТЕМАМИ
на главную написать письмо карта сайта

Модели разработки и освоения технологии комплексной деятельности


Название статьи:  Модели разработки и освоения технологии комплексной деятельности
Выпуск: 77
Год: 2018
Библиография: Белов М.В., Новиков Д.А. Модели разработки и освоения технологии комплексной деятельности // Управление большими системами. Выпуск 77. М.: ИПУ РАН, 2019. С.171-218. URL: https://doi.org/10.25728/ubs.2019.77.7
Дата опубликования: 31.01.2019
Ключевые слова: технология, комплексная деятельность, кривая научения
Аннотация: Представленные математические модели и задачи основываются на результатах и продолжают анализ проблем управления организационно-техническими системами и их комплексной деятельностью, выполненный в предыдущих работах авторов. Проблема разработки и/или освоения технологии комплексной деятельности формализована в виде математической модели, являющейся обобщением вероятностных моделей научения. Исследованы свойства процесса разработки и/или освоения технологии (научения), показана сходимость процесса к состоянию полного освоения технологии, получены аналитические выражения характеристик моделей – среднего времени достижения заданного уровня освоения. Предложены модели научения, описывающие комплексирование элементов технологии – конъюнктивное, дизъюнктивное и параллельное освоение технологии. Разработаны и изучены модели научения в процессе работы и группового научения. в том числе модели «научения научению» - когда интенсивность процесса научения зависит от достигнутого уровня научения. Для всех моделей комплексирования получены аналитические выражения для уровней научения. Исследован асимптотический случай моделей при переходе к непрерывному времени. Показано, частными случаями предложенной модели являются модели экспоненциальных, гиперболических и логистических кривых научения, которые широко распространены в теории научения, теории испытаний систем, тестирования программного обеспечения и смежных отраслях знаний.


Author(s): Belov M., Novikov D.
Article title: Models of designing and learning a technology of complex activity
Issue: 77
Year: 2018
Keywords: technology, complex activity, learning curve
Abstract: Presented mathematical models are based on previous studies of the problems of managing organizational and technical systems and their complex activities, executed by the authors. The problem of developing and / or mastering the technology of complex activity is formalized in the form of a mathematical model, which generalizes of probabilistic learning models. The properties of the process of developing and / or mastering technology (learning) are studied, the convergence of the process to the state of full technology mastering is shown, analytical expressions of the characteristics of the models are obtained - the average time to reach a given level of mastering. The models of learning that describe the integration of elements of technology - conjunctive, disjunctive and parallel development of technology are proposed. Developed and studied models of learning in the process of work and group learning. including the “learning to learn” model - when the intensity of the learning process depends on the learning level achieved. For all models of integration, analytical expressions for learning levels are obtained. The asymptotic case of models during the transition to continuous time is investigated. It is shown that special cases of the proposed model are models of exponential, hyperbolic, and logistic learning curves, which are widespread in the theory of learning, theory of system testing, software testing, and related branches of knowledge.


В формате PDF
Обсудить статью в Интернет-конференции по проблемам управления

Просмотров: 2305; загрузок: 774, за месяц: 15.

Назад

ИПУ РАН © 2007. Все права защищены