Название статьи: Построение прогноза динамики общественного мнения при помощи SCARDO-модели
Библиография: Козицин И.В. Построение прогноза динамики общественного мнения при помощи SCARDO-модели // Управление большими системами. Выпуск 108. М.: ИПУ РАН, 2024. С.124-136. DOI: https://doi.org/10.25728/ubs.2024.108.7
Дата опубликования: 31.03.2024
Ключевые слова: модели формирования мнений, SCARDO-модель, социальные сети, валидация
Аннотация: Последние 20 лет теория агент-ориентированных моделей социального влияния активно развивается, что связано с необходимостью описания процессов формирования мнений в условиях перехода каналов общения в цифровую среду и интенсификации информационных потоков. Вместе с тем практическая сторона данной теории остается слабо изученной. Причиной этому в первую очередь являются трудности в калибровке параметров моделей и построении эмпирической базы. В настоящей работе проводится валидация SCARDO-модели формирования мнений на эмпирических лонгитюдных данных из социальной сети ВКонтакте, включающих три снимка мнений крупномасштабной выборки пользователей, а также снимок дружеских связей между ними. Параметры модели калибруются на первых двух снимках, а третий используется для проверки точности прогноза модели (объект прогноза -- численности сторонников различных взглядов). В качестве ориентира выступает модель постоянного тренда. Проведенный анализ показывает, что в зависимости от способа калибровки параметров прогноз SCARDO-модели может быть более или менее точным, чем предсказание модели постоянного тренда. Вместе с тем изменения общественного мнения в рассматриваемом датасете (несмотря на то, что достаточны для калибровки параметров модели) малы и в результате характерная величина ошибки прогноза не превышает одного процента "голосов".
Author(s): Kozitsin I.
Article title: Predicting public opinion dynamics with the SCARDO-model
Keywords: opinion formation models, SCARDO-model, social networks, validation
Abstract: Over the past 20 years, the theory of agent-based social influence models has been actively developing, a trend which is associated with the need to explain opinion formation processes in the context of the digitalization of communication channels and the intensification of information exchange processes. However, the practical side of this theory remains poorly studied. The key reason for this is the difficulties in calibrating model parameters and thus constructing an empirical foundation. This paper validates the SCARDO-model of opinion formation using empirical longitudinal data from the social network VKontakte. The data include three opinion snapshots of a large-scale sample of VKontakte users and a snapshot of their friendship connections. The model parameters are calibrated on the first two snapshots, whereas the third one is used to check the accuracy of the model’s forecast regarding the populations of opinion fractions at the next time moment. The constant trend model serves as a benchmark. The analysis performed shows that, depending on the method of parameter calibration, the prediction of the SCARDO-model can be more or less accurate than those of the constant trend model. At the same time, changes in public opinion in the dataset at hand (despite being sufficient to calibrate the model parameters) are small from the macro-scale point of view and, as a result, the typical value of the forecast error does not exceed one percent of "votes".
В формате PDF
Просмотров: 220; загрузок: 6, за месяц: 6.
Назад