|
Интернет конференция по проблемам теории и практики управления
На этом форуме обсуждаются научные публикации, связанные с применением математических моделей в управлении сложными (большими) системами. Для размещения новой публикации воспользуйтесь ссылкой "Подать статью" сверху. С помощью той же ссылки подаются статьи для публикации в Сборнике "Управление большими системами". Все подаваемые в Сборник статьи автоматически публикуются в этой Интернет-конференции, но можно подать статью в Конференции, не подавая ее в Сборник.
Появление статьи в Интернет-конференции не говорит о том, что она опубликована или будет опубликована в Сборнике "Управление большими системами". Статьи в Интернет-конференции публикуются в первоначальной авторской редакции. Изменения, вносимые в статью редколлегией Сборника в процессе ее рассмотрения, не отображаются автоматически в Интернет-конференции. Авторы статей могут внести соответствующие изменения вручную, разместив ответ на сообщение со своей статьей в Интернет-конференции.
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Хочу добавить (в свете вышесказанного, в отношении развития вопросов трехзначной логики) – что первая книга отечественного автора по нечетким множествам, это как раз книга Александра Ивановича Орлова, члена редакционного совета “Biocosmology – neo-Aristotelism”. Ее название - «Задачи оптимизации и нечеткие переменные», М.: Знание, 1980.
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Цитата |
---|
Павел Юрьевич Чеботарев пишет:
Насчет Данилевского. Он шел своим путем, но выводы получил во многом сходные с выводами славянофилов - Вы это признаете. И это немаловажно. |
Павел Юрьевич, спасибо Вам за ответ и продолжение дискуссии!
=
В первую очередь, я хочу сразу же повторить и еще раз подчеркнуть, что я категорически не признаю принадлежности Данилевского (как и он сам ее не признает) к славянофильскому учению, возникшему в середине 19 века.
=
Дело в том, что в борьбе против концептуальных идей Данилевского, желая их опорочить и нивелировать, некоторые деятели (к сожалению, обладавшие влиянием на своих современников и повлиявшие на формирование тенденций в развитии отечественной культуры, как, например, В.С. Соловьев) – эти деятели смогли приклеить к трудам Данилевского ярлык "славянофильских", и, более того - "вырождающихся славянофильских". Все это, в результате длительного доминирования этих деятелей (и их последователей) на сцене российской культуры – эти установки попали и закрепились в современных учебниках, а, значит - сегодня они прямым образом обосновались на подсознательном (некритическом) уровне современного ученого, формирующего весь строй его мыслей (включая, я считаю, и Павла Юрьевича; поэтому он всякий раз непроизвольно воспроизводит это ложное утверждение и выстраивает на нем последующие утверждения и умозаключения).
=
Повторюсь еще раз (см. мое предыдущее цитирование), что ученый не может быть последователем славянофильского учения (во-первых - ненаучного в своей сути); а, во-вторых - основанного на немецкой философии; если краеугольным принципом теории этого ученого (Данилевского) является отрицание романо-германской цивилизации.
Позиция Данилевского однозначна – «Европа и Россия относятся к разным мирам, чуждым по отношению друг к другу.» (цит. по - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/...as/02.php)
=
В ходе дискуссии я уже несколько раз подчеркивал этот момент и хочу подчеркнуть еще раз – Данилевский никакого отношения не имеет к славянофилам XIX века(кроме сходства в том, что славянофилы так же интересовались особенностями славянской культуры).
=
Существенно, что славянофилы (пользуясь Вашим термином) являются «внутривидовым» делением одного и того же западничества, т.е. признания за Западом общечеловеческой цивилизации, частью которой является и Россия.
=
В то же время, путь интеграции с Западом (в российской культуре середины XIX века) рассматривался двояким образом – либо путем прямого копирования Запада (собственно «западничество»); либо путем донесения до Запада православной истины (т.е. путем первичного признания, что Запад впал в ересь и атеизм), и, таким образом – в преследовании того же идеологического объединения с европейскими народами, но уже «правильным и мессианским путем» - осуществляя идею «Москвы как третьего Рима», т.е., таким "славянофильским" образом реализуя «всечеловеческий» («общечеловеческий») - единый для всех - Западный (в конечном итоге) путь развития всех стран мира.
=
Напротив, категорически размежевываясь со славянофилами (но не делая это в резкой форме, поскольку в основном это были уважаемые им люди и его друзья) – Данилевский утверждает несовместимость русско-славянской цивилизации (и «славянской» науки) с западной (и, в равной мере другими, выделяемыми им) цивилизациями.
=
Это – краеугольный момент. Ни в коем случае я не признаю принадлежности Данилевского к славянофилам.
Филия (с др.-греч.) – переводится как «дружба» или «любовь».
Существенный момент состоит в том, что цель трудов Данилевского не заключается в изъяснении своей любви к славянской культуре.
Данилевский – ученый с мировым именем, признаваемый одним из основателей циклического цивилизационного подхода к изучению вопросов социокультурной эволюции. Так же, как и Шпенглер (независимо создавший аналогичную циклическую теорию через полвека) – Данилевский отрицает линейное развитие единой культуры и «высмеивает европейское деление истории на древнюю, средневековую и новую как “невероятно наивное и бессмысленное” (цит. по - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/...as/02.php)
Н. Данилевский разделяет все народы в этом отношении на три варианта: 1) позитивные творцы истории, создавшие великие культурно-исторические типы, 2) негативные творцы истории, которые, подобно гуннам, монголам или туркам, сами не создавали цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых цивилизаций, разметав их остатки, чтобы затем вернуться в исходное ничтожество и исчезнуть с арены истории, 3) народы и племена, творческий дух которых по какой-то причине задержался на ранней стадии и они остались на положении этнографического материала, используемого творческими народами для обогащения своих цивилизаций (Там же).
=
Существенно, что все еще в потенции - российская (русско-славянская) цивилизация обладает всеми формами социокультурной организации, включая и область научных (т.е. собственно "славянских") знаний. Эта "славянская" наука заключается в развитии (Аристотелевского) научного Органицизма.
=
Историк Карамзин говорил: «поскреби русского - найдешь татарина». Перефразируя эту поговорку, можно заявить – «поскреби» любого серьезного российского ученого (т.е. представляющего свою «достоверную, нетривиальную» и оригинальную научную концепцию) – и найдешь представителя научного Органицизма (космизма).
=
На самом деле, даже такой яростный приверженец дарвинизма как Климент Тимирязев (тем более, что он имел английские корни в своем родословие), и который, по словам Любищева «не терпел никаких возражений против дарвинизма», и кто выступил яростным оппонентом «Критики Дарвинизма» - даже этот самый ученый (К.А. Тимирязев) подвел итог своим многолетним исследованиям фотосинтеза в так называемой крунианской лекции «Космическая роль растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903. Таким образом, даже ученые, официально считающие себя ярыми противниками русского Органицизма – на самом деле выступают активными его проводниками.
=
Другой пример – это ученый МГУ Н.П. Ьрусенцов, создатель ЭВМ «Сетунь». Естественно, при желании – его достижения можно «пристегнуть» к любому ‘прозападному’ направлению развития современной физики и математики.
В то же время, нельзя упускать из виду существенных методологических ("славянских" - Органицистских) установок ученого, например, как он утверждал (2002г.), что «Положение усугубляется тем, что воцарившуюся повсеместно схоластическую логику приписывают Аристотелю, будто он ее отец, и потому несогласные с ней воюют против аристотелизма, не подозревая, что подлинный Аристотель - это как раз то, чего они добиваются.» В целом, информация по разработке вопросов Троичной (Аристотелевской) логики Н.П. Брусенцовым дана на сайте - http://ternarycomp.cs.msu.ru/
В частности, в совсем маленькой статье, «От Аристотеля до компьютеров» - http://www.computer-museum.ru/histussr/trilog25.htm - Н.П. Брусенцов утверждает: «Общепринятая ныне наука об интеллекте – Логика (будь то традиционная либо воплощаемая в компьютерах математическая) – существенно двухзначна. Заключения в ней исчерпываются дискретной двоицей – "да", "нет", а иные модальности аксиоматически отсечены "законом исключенного третьего". Такая логика предельно проста концептуально и технически, поэтому она безраздельно воцарилась в мире компьютеров, "благоустроив" его на свой лад, не соответствующий тому, как устроен и функционирует мир природный.
По недоразумению отцом двухзначной логики провозглашен Аристотель, авторитет которого невольно послужил упрочению принципа исключенного третьего и основанной на нем формальной системы умозаключений. Однако тщетными оказываются бесчисленные попытки отображения в этой "фундаментальной" системе силлогистики Аристотеля, что и не может быть иначе, потому что силлогистика представляет собой трехзначную диалектическую логику, не совместимую с исключением третьего [1]. Ведь в качестве третьего исключают привходящее, среднее-промежуточное между "да" и "нет", придающее логике живой, адекватный реальности характер.»
=
Что касается ответов на второй вопрос, то вначале я даю ссылку на нашу молодую Биокосмологическую Ассоциацию - http://www.biocosmology.ru/ - с которой сотрудничают двое участников дискуссии: А.И. Орлов и С.Н. Гринченко. Существенно, что данная Ассоциация получает «нулевую» поддержку со стороны столичных структур (поскольку не имеет "прозападной" ориентации, но, в то же время, всеми силами борется с "изоляционизмом" современной российской науки). Тем не менее развитие (в меру сил) осуществляется и количество интересных публикаций (представленных научных концепций в журнале "Biocosmology - neo-Aristotelism") уже составляет десятки, как раз относящиеся к Органицистской и Интегральной сферам знаний (т.е. «10-30»-частям в предложенной формуле).
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Уважаемые коллеги!
Несколько дней у меня не было интернета. Как только он появился, я сразу же (с удовольствием) возобновляю свое участие в дискуссии.
=
В первую очередь, я выражаю полное согласие с мнением Александра Ивановича, что в научной дискуссии мы должны строго ориентироваться на факты и надежную аргументацию, но не на где-то (на «XXIV съезде») принятое идеологическое «постановление» (мнение). В противном случае мы получаем «правила игры», но не беспристрастное служение истине – в форме полновесного (эмпирически достоверного) изучения вопроса, т.е. опираясь на достоверные факты либо строгое изучение и цитирование первоисточников.
=
Например, кто-то отнес Данилевского к «почвенникам» или славянофилам (это, как говорится, его личное дело), а Павел Юрьевич пересказывает это мнение. Но в научной дискуссии требуются доказательства любого положения, например – обнаружить подтверждающие высказывания Данилевского (который, кстати, был лично знаком и дружил со славянофилами Н.Н. Страховым и И.С. Аксаковым), например, где он заявляет свою полную поддержку базовых принципов и целей развития славянофильства.
Совсем другое дело, что он относился к ним с симпатией, поскольку они обращались к изучению особенностей славянской культуры. Данилевский так писал о славянофилах (с. 140) «единственными противниками (западников. – К.Х.) – малочисленные славянофилы, стоявшие особняком и возбуждавшие всеобщий смех и глумление.» Что же касается общих оценок, то Данилевский писал: «При таком направлении умов понятно было увлечение общечеловеческим. Само учение славянофилов было не чуждо оттенка гуманитарности, что, впрочем, иначе и не могло быть, потому что оно также имело двоякий источник: германскую философию, к которой оно относилось только с большим пониманием и с большей свободой, чем его противники, и изучение начал русской и вообще славянской жизни – в религиозном, историческом, поэтическом и бытовом отношениях» (с. 141).
Каким же образом ярый противник романо-германской цивилизации (Данилевский) может быть последователем учения, основанного на «германской философии»? А также учения, где полностью отсутствуют научные основания - ведь Данилевский выстроил сугубо научную теорию?
Итог подводит автор предисловия А.В. Белов (с. – «путь, который он (Данилевский. – К.Х.) прошел, чтобы получить схожие с ними выводы, был совершенно самостоятельным, решительно иным, нежели у его предшественников Хомякова и Киреевского.»
-=
Можно также отметить, например, что Ч.Дарвин или И.П. Павлов были глубоко набожными людьми (и высказывались исключительно положительно в этом отношении). Однако, мы же не называем их теологами. Оба – выдающихся ученых: Дарвин – создатель эволюционного учения; Павлов – рефлекторной теории. Так же и Данилевский – выдающийся ученый - автор циклической цивилизационной теории. Логическим завершением развития последней стало появление Триадической динамической социокультурной теории П.А. Сорокина – доказавшей одновременное существование Трех автономных социокультурных сфер (и, соответственно – Трех научных систем знаний): двух полярных и одной промежуточной (Интегральной, можем называть ее и «междисциплинарной», поскольку она всегда использует механизмы с обоих полюсов научного знания).
-=
Также, Данилевский создал выдающийся труд «Критика дарвинизма» - равный по своему значению дарвиновским теоретическим построениям и исследовательским перспективам.
-=
Что же касается вопроса «привести по 3 ссылки на современные высококачественные российские работы, относящиеся к этим направлениям и размещенные в сети в открытом доступе. Но обязательно научные, т.е. характеризующиеся доказательностью и нетривиальностью. Без этого "60-10-30" выглядит голословным.»
- то здесь уместно привести весь абзац из статьи:
На самом деле, если беспристрастно провести анализ в этом (космологическом) ракурсе, т.е. учитывающем этиологические, методологические, антропологические и т.д. основания научной деятельности) – то мы обнаружим картину, что фундаментальные концептуальные понятия ведущих российских ученых, такие как «начала цивилизации» у Н.Я. Данилевского; «целестремительность» эволюционных процессов у К.Э. фон Бэра; идеи Органицистской философии А.И. Герцена и концепция «разумного эгоизма» у Н.Г. Чернышевского; «биосоциологический закон взаимной помощи» П.А. Кропоткина; идеи «школы субъективной социологии» П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского; космопланетарный характер «труда человека» у С.А. Подолинского; космистские идеи Д.И. Менделеева; «внутреннее торможение», «воля» и «хотение» у И.М. Сеченова; краеугольное «организующее решение» в Тектологии у А.А. Богданова; внутренний регулирующий принцип в теории «номогенеза» Л.С. Берга; «цикличность развития» экономических процессов у Н.Д. Кондратьева; «безусловный рефлекс», «рефлекс цели» и учение о «нервизме» И.П. Павлова; «функциональный орган», «доминанта» и «хронотоп» у А.А. Ухтомского; «внутренняя активность живого вещества» у В.И. Вернадского; «гелиобиология» А.Л. Чижевского; «имманентный детерминизм» социокультурной системы у П.А. Сорокина; ведущий внутренний фактор – «результат действия» у П.К. Анохина; эволюционный «эффект» у А.М. Уголева; внутренняя «потребность» у П.В. Симонова; «пассионарность» у Л.Н. Гумилева; и др. – реальным образом, все эти фундаментальные понятия (и их психофизиологическая и социокультурная организация) означают именно действующие изнутри – внутренне присущие целе- и целостно-организующие (аналогичные аристотелевским causa finalis и c.formalis-entelecheia) – независимые от сознания человека (или от каких-либо трансцендентных идей) субстанции, которые реализуют целедвижимое целостное благополучное развитие данного субъекта жизни (био-организма, человека-личности, общества, государства, цивилизации, глобального эволюционного процесса). (Работы большинства из перечисленных авторов сегодня доступны в сети).
Никакая друга страна (цивилизация, культура) не явила миру столько блестящих ученых, проявивших себя в сфере научного Органицизма. В этой связи заявление президента РАН Ю.С. Осипова, что «если человек – специалист высокого класса, то он будет и русский язык изучать, и читать статьи на русском» [19, с.8] – представляется скорее как суждение реалистическое, чем идеалистическое. Напротив, как раз идеалистический характер приобретает заявление (П.Ю. Чеботарева), что ведущие западные научные центры и журналы начнут интересоваться и публиковать (в качестве основных) материалы российских ученых, которые, под давлением новых наукометрических показателей – начнут активнее воспроизводить идеи (западных) авторов и организаторов этих центров и изданий.
Поэтому, не то что 60-10-30 – но мы вправе заявлять претензии и на формулу 40-10-50.
=-=
Что же касается трудов Фоменко и Лысенко, то я их не изучал, поэтому (в свете вышесказанного – в плане проведения научной дискуссии) – объективно не могу выступить ее участником (в данном вопросе), т.е. не имею права заявлять некие идеологические лозунги, в отношении значения которых не являюсь экспертом.
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Павел Юрьевич предоставил интересный и аргументированный ответ в отношении ряда вопросов, но сделал это в свете «славянофильских» установок. Поэтому, это не имеет к Данилевскому прямого отношения (что я постараюсь объяснить).
Прежде всего, если более углубленно изучить этот вопрос, то необходимо отметить два существенных момента:
Во-первых, Данилевский признается одним создателей циклической цивилизационной культурологической теории, рассматривающей социокультурную эволюцию как смену независимых друг от друга целостных социокультурных циклов (цивилизаций). К такому же выводу (спустя полвека, и независимо от Данилевского) пришел Освальд Шпенглер. Далее, уже через столетие, русско-американский ученый Питирим Сорокин (развивая достижения своих предшественников) – создал свою социокультурологическую теорию, подтвердившую факт циклических изменений в истории мировой культуры, а также раскрывшую универсальный Триадический характер циклических социокультурных изменений – поочередных циклов доминирования двух полярных и одной промежуточной Интегральной суперсистем (переход от одного полюса к другому всегда происходит через промежуточную Интегральную сферу и цикл) – что действует и относится уже к каждой цивилизации.
Поэтому, если Данилевский утверждает, что «славянской цивилизации принадлежит будущее», то это означает (и ученый много раз повторяет этот момент в своем исследовании) – что речь идет о конкретном цикле в единой мировой социокультурной эволюции, которая, такими образом – не является «всемирной» (однолинейной), но состоит из циклов доминирования разных (не сводимых к неким общим принципам) цивилизаций («культурно-исторических типов»). (Тем более это демонстрирует теория Сорокина – уже поскольку есть полярные сферы-суперсистемы, то они в принципе не могут общих оснований и составить линейный процесс социокультурного развития).
=
Во-вторых, в своем труде Данилевский приходит к выводу о скором рассвете славянской культуры и ее носителе - русском языке.
В то же время, нам требуется немедленно снять с Данилевского «ярлык славянофильства», т.е. отказаться от текущего общепринятого отнесения его трудов к славянофильству (т.е. к славянофильской теории; этот момент мы можем увидеть даже в авторитетной «Истории русской философии» Н.О. Лосского, изданной в Нью-Йорке в 1951г., где Данилевский предстает главным фигурантом главы VI «Вырождение славянофильства»).
Отнесение Данилевского к славянофилам является глубоким заблуждением.
На самом деле, в противовес классическому намерению славянофилов, искавших особый (отличный от западноевропейского) «русский путь», но приводящий их к идеологическому объединению с теми же (впавшими в ересь и атеизм) европейскими народами – путем донесения до них православной истины и, таким образом (правильным и мессианским путем, осуществляя идею «Москвы как третьего Рима») - реализуя «всечеловеческий» («общечеловеческий», единый для всех) путь развития всех стран мира.
Данилевский, напротив, категорический отрицает всякую общечеловеческую задачу в истории, но считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Таким образом, исходя из своей теории культурно-исторических типов, ученый категорически отрицал возможность существенного влияния славяно-русской цивилизации на западную и другие цивилизации.
В этом (негативном) плане большую роль сыграли два (безусловно замечательных) исследователя – Н.Н. Страхов (в своей статье «Жизнь и труды Н. Я. Данилевского») и А.А. Галактионов (в своем предисловии к 6-му изданию «России и Европы» в 1995г.). Термин «славянофил» встречается у них на «каждом шагу» (в общей сумме – 68 раз!, - 40 раз у Галактионова и 28 раз – у Страхова. По сути, ученые буквально навязывает нам мнение, что Данилевский является ярким представителем и лидером славянофильства.
В свою очередь, сам Данилевский всего 9 раз использует корень «славянофил» (в своем обширном труде), причем ни разу не делает этого в смысловом и содержательном плане, но всегда в касательном контекстном значении (представьте себе, чтобы Эйнштейн всего 9 раз употребил бы корень «физич» в своей физической «теории относительности», причем в оглавлениях – ни разу!)
Кстати, в отношении В.С. Соловьева - российского философа, который уже после смерти Данилевского был наиболее активен в плане нивелирования значения труда «Россия и Европа», не брезгуя и грязными приемами, в частности ложными обвинениями против Данилевского в плагиате; а также в ‘приклеивании’ трудам Данилевского ярлыка «славянофильских» (т.е. искажении их истинного значения) – в его отношении Н.Ф. Федоров (признаваемый у нас основателем русского космизма) высказывался следующим образом: «Если Россия, то есть русская интеллигенция, страдает отсутствием самостоятельности, то Владимир Соловьев должен быть признан полнейшим ее представителем. Его учение должно быть названо Абсолютным мимитизмом, законченным подражанием Западу» (Федоров Н.Ф. Абсолютный мимитизм и безусловный окцидентализм Владимира Соловьева // Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2, 4. Составление и научная подготовка текста А.Г. Гачевой и С.Г. Семеновой. «Прогресс», Москва, 1995.)».
Такого же мнения придерживаются и другие исследователи этого вопроса. Даже в Википедии отмечено, что «Основное воззрение автора «России и Европы», которое он, впрочем, не проводит с совершенною последовательностью, резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Последние утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения. Данилевский, напротив, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным.»
К подобным выводам приходят Л.А. Максимова и В.Я. Данильченко-Данилевская. Так же считает и М.Ф. Антонов (автор книги «Экономическое учение славянофилов», М., 2008.): «В отличие от большинства славянофилов, веривших в мессианские задачи русского народа, Данилевский, исходя из своей теории культурно-исторических типов, отрицал возможность существенного влияния славяно-русской цивилизации на западную и другие цивилизации. Вместе с тем он считал, что славянской (русской) цивилизации принадлежит будущее».
Никакой связи между научными исследованиями Данилевского и трудами славянофилов (Хомякова, Киреевского, Аксакова и т.д.) нет. Для любого, кто хоть раз открывал «Россию и Европу» - это очевидный факт.
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Во второй части, я отвечаю в отношении понятия «Органицизма»:
Сразу же, на первой странице статьи, я даю ссылку, что «Прописывание некоторых терминов и понятий с заглавной буквы указывает на их принадлежность к истинному (Аристотелевскому, оригинальному для научных исследований) Органицизму.»
В свою очередь, суть состоит в том, что Аристотелевское учение представляет собой целостную космологическую систему, которая абсолютно состоятельна (в отношении рационального научного познания – это форма научного Органицизма), и в которой все структуры и части основаны на общих фундаментальных принципах: Органицистской физике и метафизике; четырех-причинной этиологии и функционалистской Биокосмологической методологии; био-социо-космистской антропологии и универсализирующих Био-науках (всех видов, в современном понимании: естественных, общественных, гуманитарных, формальных), которые направлены на Ноосферное глобальное социокультурное развитие и ко-эволюцию.
Если некая область науки (например, социология) использует «органический» метод отдельным образом – для своих нужд (но который уже не применим в биологии или психологии, и т.д.) – то это уже не истинный Органицизм (т.е. не имеющий отношения к оригинальной Аристотелевской философской системе, Био-физика которой охватывает как все сферы научного знания, так и не проводит различий между научным и философским знанием).
=
В целом, если утверждаются Три автономных сферы (суперсистемы) знания, то, автоматически – каждый термин и понятие (например, «Органицизм») получает Три самостоятельных (независимых друг от друга) научных определения.
Например, в статье приводится определение краеугольного понятия Аристотеля – «формы», как означающей внутреннюю сущность вещи. В то же время, как хорошо известно - в современной (научной) среде понятие «формы» имеет прямо противоположного значение – «внешнего вида», т.е. взаимного расположения внешних границ (контуров) предмета, объекта.
=
Нельзя не отметить, что Трехмерный подход в принципе не является простым (из-за привычки человека мыслить в одномерном измерении). Например, наш известный экономист Ю.В. Яковец (автор понятия «русская школа циклизма») отмечает следующий момент (курсив мой): «Прошедшие десятилетия, крупные перемены на рубеже нового тысячелетия подтвердили истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина. Большинство ученых-обществоведов с трудом воспринимает предложенное Питиримом Сорокиным деление социокультурных порядков, цикличную смену эпох преобладания того или иного порядка и предвидение главной тенденции смены чувственного строя, господствовавшего в течение пяти веков, интегральным строем» (Яковец 1999). Таким образом, нежелание коллег вникать в особенности Трехсферного (трехмерного, триединого, циклического) подхода к изучению реальности, вместо привычного одномерного и статического – является очевидным фактом; но, как говорится – «время пришло», и нам требуется приложить усилия в этом направлении.
-=
Да – 60% вне всякого сомнения (и самым естественным образом) относятся к современной доминирующей (физикалистской и позитивистской, т.е. исключающей внутренние целедвижимые причины) науке.
-=
Существенно, что Данилевский обосновывал, что славянской цивилизации принадлежит будущее. Здесь главный вывод его цивилизационных исследований заключается в том, что «необходимость в перемене направления (в новом предмете деятельности) для того, чтобы прогресс мог продолжаться, составляет внутреннюю причину того, почему необходимо появление на историческом поприще новых народов с иным психическим строем, – народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип» (с. 156). В то же время, ученый подчеркивает существенный момент: «Из этого не следует, чтобы цивилизация иного типа не могла с успехом действовать на поприщах, уже с успехом пройденных другими; но не такого рода деятельность может составлять ее главную задачу» (Там же).
-=-
Что же касается «маниловщины, шаманства и невежественного напыщенного пустословия.» - то это всегда составляет важную задачу научного сообщества, чтобы отразить и справиться с этими «помехами».
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
В ответ на комментарии Павла Юрьевича Чеботарева:
В первую очередь, я не могу не отметить их взвешенного и конструктивного тона и содержания, что замечательно.
=
В отношении «провинциализма», «миметизма» и «изоляционизма»:
Если реалистически смотреть на этот вопрос, то вместо диагноза «провинциализма» следует (соглашаясь с Н.Я. Данилевским) говорить о «миметизме» и (чего нет у Данилевского) - «изоляционизме». Первый (миметизм – «болезнь «европейничания») имеет очевидные историко-политические корни – идеологического давления (принуждения), начиная с петровских политических реформ (что подробно раскрыто Н.Я. Данилевским в своем труде «Россия и Европа», 1869г.). В ходе этого (в конечном итоге – сугубо патологического) процесса как раз и сформировался сегодняшний упадок и атрофия российской науки, но, вместе с тем – ее ‘капитализация’ (от англ. capital – столица) – создание двух мощных столичных космополитических центров науки, призванных быстро реагировать (за счет использования уже готовых научных форм, приобретаемых на Западе) на изменяющуюся социально-политическую обстановку (подобным образом происходит быстрая сборка промышленной продукции (например, автомобилей) из узлов и деталей, поставляемых из-за рубежа). Также, эти центры обеспечивают поддержание высокой военно-космической мощи страны (в последнем отношении организаторы современного института российской науки могут вспомнить и о существовании провинции). В конечном итоге, как метко отмечает С.И. Романовский (2004), мы получили явление «притащенной науки». В своей книге автор делает вывод, что «наука в России не стала следствием эволюции культурологической компоненты национальной истории». Ее «притащил» к нам из Европы Петр Великий. Однако, в России европейская наука так и не прижилась. Романовский отмечает, что при абсолютизме она была не востребована, т.е. не нужна государству. Советская же власть нуждалась лишь в той науке, которая ее укрепляла - либо физически, либо идеологически. К остальной науке в те годы относились с полным безразличием. Ничем (в этом смысле) не выделяется и настоящее время, ибо традиционная для России "притащенная наука" уже финишировала, а новая еще не обрела достойный России статус. Автор приводит утверждение С.В. Мейдена (известного геолога), «что по крайней мере в тех областях науки, в которых я достаточно компетентен, в которых я работаю сам, все достигнутые успехи не обусловлены существующей системой управления наукой и ее финансирования, а достигнуты вопреки этой системе».
Скорее всего, феномен ‘капитализации науки’ характерен только для России (но автор не посещал и не беседовал на эту тему с коллегами из стран Африки и Южной Америки). Во всех остальных странах, любой (провинциальный) центр, заявляющий цели научной деятельности – стремится в своей активности и преследует задачи выхода на передовые уровни (cutting-edge science), и претендует здесь именно на мировое лидерство (в противном случае, ученые не видят смысла в своей деятельности). По крайней мере, можно утверждать, что в Европе, Азии и Америке – подобное деление (на «столичное» и «провинциальное») не существует. Научная деятельность активно и полноценно проводится в любом региональном центре и исследовательском учреждении. Показательны автором, автор сотрудничает с коллегами из города Кумамото (Япония), где местный университет (по российским меркам) относится как раз к ‘глубокой провинции’. Тем не менее, автор всякий раз с удивлением для себя отмечает, что коллегии из местного Института молекулярной эмбриологии и генетики ставят перед собой именно top level и front line (высшего уровня и переднего края науки) задачи, претендуя ровно на лидерство в своей исследовательской области.
В свою очередь, столь же закономерным является появление у нас феномена «изоляционизма» в научной деятельности. Одновременно, в свете вышесказанного становится понятным - почему по общему количеству публикаций Россия находится на 8-м месте (а по качеству – на 142-м). В этом отношении трудно найти объективные исследования, но на эмпирическом уровне (по общему и лично автора) мнению Россия является фантастически богатой в интеллектуальном отношении страной и культурой. Устойчивое впечатление состоит в том, что ее средний (‘ноэтический’) потенциал является существенно более высоким, чем у каждой из 141 стран, которая опережают на сегодня Россию в плане интеллектуального вклада в глобальное развитие науки. Поэтому, естественно - если руководителям не обнаружить неких «каналов» для сброса энергии этого колоссального количества творческой (т.е. жизненной, естественной – природной) энергии, то неминуемо произойдет некий социальный «взрыв» (хотя, по сути, речь-то идет о выпускании «пара в атмосферу»). Равно, здесь можно обратить внимание также на причины столь масштабного алкоголизма в России (т.е., понимая под употреблением алкоголя самый простой способ сброса избытка жизненной энергии). Например, Николас Н. Эберштадт – известный специалист в демографии - выяснил, что (в настоящее время) продолжительность жизни в России меньше, чем в Сомали или Эфиопии, а число жертв сверхсмертности в России с 1992 года почти семь миллионов человек : 1734 тысячи женщин и 4889 тысяч мужчин - больше, чем за все три первые мировые войны вместе взятые! (Eberstadt, 2010). Американский специалист пришел к выводу, что ведущим фактором является психологическая причина, и что вся страна (Россия) страдает от «депрессии». Таким образом, высокий уровень алкоголизма среди населения России может попросту означать использование имеющегося (доступного) «антидепрессанта» (Там же). Существенно также, что Николас Эберштадт не смог найти в своих исследованиях и анализе ситуации - лекарство для лечения этой «болезни».
|
|
|
Cообщений: 17
Регистрация: 26.02.2013
|
Название: ТРЕХМЕРНЫЙ БИОКОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ НАУКОМЕТРИИ В РОССИИ Автор: Константин Станиславович Хруцкий Аннотация: В своей работе автор подвергает острой критике тезис «провинциализма», который в дискуссии приводится как «диагноз» (объяснение) текущей «болезни» российского научного организма. Напротив, автор обосновывает Трехмерный (Триединый) подход к развитию института отечественной науки (и ее наукометрической составляющей). В работе предлагается формула «60-10-30» – для утверждения и развития трех автономных сфер научной деятельности, включая и их собственные наукометрические оценочные системы. В качестве выводов исследования обосновываются формы поддержки развития научной деятельности в российской провинции; а также доказывается, что ценные наукометрические предложения (прозвучавшие в ходе дискуссии) заработают именно в выдвигаемых автономных научных сферах, с основаниями в научном Органицизме и Интегрализме. Ключевые слова: Ключевые слова: наукометрия, эффективность науки, трехмерный подход, научный Органицизм, Биокосмология.
|
|
|
|