УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ СИСТЕМАМИ
на главную написать письмо карта сайта

Интернет конференция по проблемам теории и практики управления

На этом форуме обсуждаются научные публикации, связанные с применением математических моделей в управлении сложными (большими) системами. Для размещения новой публикации воспользуйтесь ссылкой "Подать статью" сверху. С помощью той же ссылки подаются статьи для публикации в Сборнике "Управление большими системами". Все подаваемые в Сборник статьи автоматически публикуются в этой Интернет-конференции, но можно подать статью в Конференции, не подавая ее в Сборник.

Появление статьи в Интернет-конференции не говорит о том, что она опубликована или будет опубликована в Сборнике "Управление большими системами". Статьи в Интернет-конференции публикуются в первоначальной авторской редакции. Изменения, вносимые в статью редколлегией Сборника в процессе ее рассмотрения, не отображаются автоматически в Интернет-конференции. Авторы статей могут внести соответствующие изменения вручную, разместив ответ на сообщение со своей статьей в Интернет-конференции.

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти  
Выбрать дату в календаре ...  Выбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 След.
НАУКОМЕТРИЯ: КОГО МЫ ЛЕЧИМ?, Статья является откликом на полемическую работу П.Ю. Чеботарева. В ней подчеркивается, что ситуация с наукометрическими показателями в западной и российской науке кардинально различается, и их роль в отечественных условиях может быть позитивной.
Цитата
...формальные наукометрические показатели использовать для экспресс-оценки ученых, организаций, журналов и издательств (в силу относительной дешевизны расчета и нейтральности), а денежное довольствие назначать с учетом мнений экспертов (по причине небезошибочности всего формального и автоматического).
Да.

Цитата
1. Какие показатели использовать с учетом разнообразия ученых, чтобы не обидеть ни "решателей трудных задач", ни популяризаторов и "обзорников", ни гениальных учителей-методистов. И как показатели нормировать для разных наук.
Это большая работа, которая только начинается. Некоторые соображения я привел в своей статье (разделы 7, 9). Ценные соображения на этот счет есть в статье О.В. Москалевой.

Цитата
2. Как организовать наиболее честную процедуру экспертизы. Должны ли ученого оценивать коллеги по организации (потенциальный конфликт интересов)? Как организовать независимые экспертные комитеты? Здесь немного смущает предложение Александра Ивановича привлекать зарубежных коллег. Наверно оно бы и неплохо, но тогда оценка будет заведомо смещена в сторону направлений исследований, считающимися перспективными в других странах, что вроде бы противоречит высказанным Александром Ивановичем же соображениям.
На мой взгляд, эксперты должны быть сторонними и выбираться по формальным признакам из "корпуса экспертов" в данной области (таковые сейчас формируются). Окончательный выбор - генератором случайных чисел. Эксперты могут работать индивидуально.
НАУКОМЕТРИЯ: КОГО МЫ ЛЕЧИМ?, Статья является откликом на полемическую работу П.Ю. Чеботарева. В ней подчеркивается, что ситуация с наукометрическими показателями в западной и российской науке кардинально различается, и их роль в отечественных условиях может быть позитивной.
Александр Иванович, я предложил бы (не будучи в этом оригинальным) синтез удачно сформулированных Вами двух подходов:
Цитата
1) решение принимается на основе оценки всей научной деятельности исследователя за достаточно большой период (скажем, пять лет); для этого компетентные эксперты должны проанализировать все публикации исследователя (примерно так обсуждают кандидатов в члены РАН и присуждают ученые степени);
2) решение принимается на основе наукометрического анализа публикаций исследователя в научных журналах, на основе имеющихся баз данных и расчета показателей цитируемости (крайний вариант - за каждую публикация в высокоцитируемых зарубежных журналах выплачивается определенное вознаграждение - так делают где-то в Центральной или Южной Америке); при таком подходе решение может принимать канцелярский работник на основе обращения к соответствующему программному продукту.
Я всячески ратую за экспертные методы, но одних их недостаточно. Даже если взять их за основу, экспертам, в качестве информации к размышлению, понадобятся библиометрические показатели. Причем показатели "информативные" - те, которые НЕ БЕЗОШИБОЧНО, но с некоторой надежностью позволяют классифицировать ученых. Разработка таких показателей и проведение связанных с этим статистических исследований - весьма полезная область научной деятельности.
Хотел бы отметить также следующее. У формальных методов есть очевидное достоинство: человек сколько набрал, столько и получил - никаких обид. Если же человека с высокими показателями эксперты оценили низко, то что он скажет? Правильно, - что к нему пристрастны, что его недооценили, что "А судьи кто??" Но, поскольку почти любой показатель поддается "накрутке", отдавать окончательное решение автоматизированной системе или клерку нельзя. Разумно, когда по данным (и формальным, и текстам автора) эксперты дают заключения, и эти заключения учитываются наряду с информативными(!) показателями по четко прописанной процедуре.
НАУКОМЕТРИЯ: КОГО МЫ ЛЕЧИМ?, Статья является откликом на полемическую работу П.Ю. Чеботарева. В ней подчеркивается, что ситуация с наукометрическими показателями в западной и российской науке кардинально различается, и их роль в отечественных условиях может быть позитивной.
Дорогой Александр Иванович! То, что называли "низкопоклонством" и т.п., в 95% случаев было готовностью учиться лучшему, не воздвигая лишних барьеров, не изолируя себя искусственно. А, как справедливо отмечает Михаил Владимирович, "опыт никогда не бывает лишним".
P.S. Насчет "никого не посадили" - я бы говорить не стал. Помня хотя бы о том, что кампания против "космополитизма", в которую и сажали, и сломали жизнь многим, была продолжением кампании против "низкопоклонства". И то, и другое - позорные страницы нашей новейшей истории.
НАУКОМЕТРИЯ: КОГО МЫ ЛЕЧИМ?, Статья является откликом на полемическую работу П.Ю. Чеботарева. В ней подчеркивается, что ситуация с наукометрическими показателями в западной и российской науке кардинально различается, и их роль в отечественных условиях может быть позитивной.
Цитата
Александр Иванович Орлов пишет:
У нас есть болезнь под названием "низкопоклонство перед Западом".


Дорогой Александр Иванович, "низкопоклонство перед Западом" - это идеологическое клише, если не ошибаюсь, введенное в обиход позорным Постановлением 1946 г. о журналах "Звезда" и "Ленинград":
"Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в журнале, несомненно, внесло элементы идейного разброда и дезорганизации в
среде ленинградских писателей. В журнале стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни..."
С использованием этого клише травили многих талантливейших людей этой эпохи. Тех, кто не лакействовал перед партноменклатурой и открыто признавал достижения европейской и американской культур.

На самом деле никакого "низкопоклонства" не было. Была у некоторых людей (не надо путать!) объяснимая идеализация Запада - реакция на вопиющие пороки своего Отечества и на грубую заскорузлую пропаганду, насаждаемую Сталиным, Ждановым и их подручными - палачами своего народа. Но когда люди, идеализировавшие Запад, узнавали о нем больше, их отношение становилось взвешенным: они продолжали ценить то, что того стоило, и одновременно критиковали несовершенства и пороки западных обществ. И эта взвешенная позиция предохраняла их от голословного шапкозакидательтва в духе "мы впереди планеты всей". В чем-то мы впереди, в чем-то сзади - все ведь люди, а не боги, полезно перенимать друг-дружкин опыт!

Вот я и нарушил принцип "не спорить по идеологии", которого старался придерживаться. Но, извините, прорвало.
Изменено: Павел Юрьевич Чеботарев - 01.02.2013 01:01:25
ИМЕЕТ ЛИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧА ПЕРМАНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧЁНОГО В НАУКУ?, Задача, указанная в заголовке, переформулируется в задачу рассмотрения наукометрического анализа как элемента научной деятельности в рамках самоуправляющейся системы Человечества, функционирующей по алгоритмам иерархической адаптивной поисковой оптимизаци
Михаил Владимирович (если правильно распознаю ник "secretary Администратор")!
Совершенно с Вами согласен. Если я считаю, что государство - средство, а кто-то считает, что оно - высшая цель, которой служит человек, то расхождения у нас будут и по другим пунктам. Значит, они "далее - везде"?
Нет. Понятия верного и неверного доказательства, экономичного и неэкономичного автомобиля, эффективного и неэффективного лекарства от астмы одинаковы в обеих системах. И я стараюсь в дискуссии ориентироваться на такие вопросы (в том числе и обсуждая статью С.Н. Гринченко). По поводу тех, фундаментальных, мы в форуме УБС друг друга не переспорим. А по этим способны соглашаться. Если мы все хотим способствовать возрождению научного сообщества, верно доказывающего сложные теоремы, создающего экономичные автомобили, эффективные лекарства и т.д., то нам есть что обсуждать, не ломая копий на тему основ мировоззрения. Т.е. "инженерные" вопросы (и в узком, и в Вашем, более широком смысле) характеризуются относительной автономией от философских.
ИМЕЕТ ЛИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧА ПЕРМАНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧЁНОГО В НАУКУ?, Задача, указанная в заголовке, переформулируется в задачу рассмотрения наукометрического анализа как элемента научной деятельности в рамках самоуправляющейся системы Человечества, функционирующей по алгоритмам иерархической адаптивной поисковой оптимизаци
Японец, по-русски, с 2 значениями предела - красота!
Приоритет - по-любому предмет баталий. Но публикация по-русски шансы на признание снижает.
Учить китайский, возможно, еще придется. так что сейчас, с английским - почти расслабление.
"наличие электронного варианта повышает спрос на серьезные книги (на те, которые стоит держать дома)" Наверно, да.
ИМЕЕТ ЛИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧА ПЕРМАНЕНТНОЙ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УЧЁНОГО В НАУКУ?, Задача, указанная в заголовке, переформулируется в задачу рассмотрения наукометрического анализа как элемента научной деятельности в рамках самоуправляющейся системы Человечества, функционирующей по алгоритмам иерархической адаптивной поисковой оптимизаци
Статья интересна включением задачи оценки ученых в более широкий, без преувеличения, – планетарный контекст. Но есть в ней и положения, с которыми трудно согласиться.

Цитата
…публикация на английском языке и в зарубежном журнале … практически
бесполезна для отечественной читательской аудитории

Это не так. Например, за последние годы я многократно обращался к англоязычным публикациям своих российских коллег и находил их весьма полезными. Продолжим цитату:

Цитата
…особенно для студентов, аспирантов и др. обучающихся ввиду как малодоступности, так и дороговизны доступа к ним (полные тексты этих статей выкладываются в Интернет далеко не всегда, обычно с большим запозданием и небесплатно, а их бумажные версии недоступны в России практически полностью).

И это не так. В последние годы заполучить статью, опубликованную в международном журнале, в среднем лишь немногим сложнее (а нередко даже проще), чем статью, напечатанную в России. Для этого есть с полдюжины бесплатных способов, известных всем опытным «искателям», включая аспирантов. За последние лет 5 я нашел всё, что мне было нужно, при этом заплатил лишь 1 раз – и то от нетерпения.

Цитата
…лицам, заявляющим, что печатать статьи на русском языке вообще бесполезно, что мировая научная общественность их не читает и нужно печататься на английском языке
(т.е. за рубежом), следует помнить, что подобное поведение, разрушающее русскоязычный образовательно-научный процесс здесь в России, контрпродуктивно и чревато весьма опасными (хотя, возможно, и отдалёнными) последствиями и для страны, и для всех её граждан.

С этим я согласен: «разрушать русскоязычный образовательно-научный процесс» не стоит – не только в филологии, этнографии и юриспруденции, но и в математике, физике, химии и информатике. Сегодня хорошо, если этот процесс будет двуязычным – с непринужденным переходом с русского на английский и обратно. Но основные новые результаты обязательно надо быстро публиковать по-английски тоже. Иначе вас ждет незавидная участь рассказывать на всех углах, что вы нечто замечательное придумали, американские китайцы переоткрыли это через 5 лет и, хоть ты тресни, весь мир ссылается на них, а не на вас.

Цитата
следует вновь разделить «перечень ВАКа» на «докторский» (достаточно краткий, не более 10% от текущего списка) и «кандидатский», что даст дополнительный параметр при оценке научной публикации

Может быть, но предложение спорное. Часто ли Вы обращаетесь к сборнику трудов конференции молодых ученых как к серьезному научному источнику? При реализации этого предложения за 90% журналов закрепляется примерно такой же статус. Допустим, такой журнал хочет перейти в «высшую лигу». Тогда он должен повышать требования к статьям. Но тогда, оставаясь пока еще в «кандидатской лиге» и формально не выделяясь среди других таких же, он рискует сразу растерять авторов-аспирантов, не приобретя авторов-докторантов. То есть попытка перехода в высшую лигу смахивает на вытягивание себя за волосы из болота.

Цитата
следует восстановить на новой основе использовавшееся в СССР ранжирование научных издательств на «центральные» (теперь с обязательным размещением издаваемых книг в Интернете) и «прочие», введя дополнительно понятие «регионального» научного издательства (с размещением не менее половины издаваемых книг в Интернете), что даст ещё один дополнительный параметр при оценке научной публикации

При этом «центральное» издательство может размещаться в Новосибирске? Нижнем Новгороде, Омске? Сыктывкаре? В Московском профтехучилище? Если на последний вопрос ответ – «нет», а на первый – «да», то нужно какое-то другое слово вместо «центральный».

Цитата
следует привязывать монографии к написанным на их базе учебникам/учебным пособиям, как бумажным, так и электронным, что делает двойку «монография-учебник» при их совокупной оценке значительно более весомой в глазах научной общественности и официальных структур

Интересное предложение, но привязка будет часто локальной, т.к. монографии обычно пишутся по более узким темам. Типичная «привязка»: «глава 11 моего учебника использует материал моей изданной ранее монографии».
А если она использует материал статьи автора или цикла статей? Чем это хуже?

Цитата
следует рекомендовать (и содействовать) авторам при заключении издательских договоров фиксировать право обязательного размещения текстов бумажных монографий и учебников/учебных пособий в Интернете

Это очевидный удар по бизнесу издательств.

Цитата
государственные (и иные) академии наук могли бы существенно расширить спектр и частоту присуждения ими на конкурсной основе почётных золотых/серебряных/бронзовых медалей и премий имени выдающихся отечественных учёных за конкретные научные исследования и разработки, написанные монографии и учебники и т.п. (причём сделав эти процедуры публичными, с бессрочным размещением в Интернете и списков претендентов, и отзывов/рецензий любых заинтересованных специалистов, и ответов претендентов на критику, и результатов конкурсов)

при проведении научных конференций (или сразу после их окончания) следует внедрить практику подведения итогов с выделением авторов нескольких лучших докладов (сделав
эти процедуры публичными, с бессрочным размещением в Интернете и процесса обсуждения этого вопроса членами Программного комитета, и результатов их голосования)

Согласен.

Цитата
следует дополнить существующую двойку «кандидат наук – доктор наук» третьей наивысшей учёной степенью «заслуженный доктор наук», которая должна присуждаться университетом или академическим институтом докторам наук за выдающиеся научные заслуги без выполнения формальных условий – т.е. honoris causa (также сделав эти процедуры публичными, с бессрочным размещением в Интернете и списков претендентов, и отзывов/рецензий любых заинтересованных специалистов, и ответов претендентов на критику, и результатов конкурсов). В свою очередь, право присуждения
этой наивысшей учёной степени должно быть предоставлено не всем желающим организациям, а лишь наиболее авторитетным, учёные-сотрудники которых заслужили такое право десятилетиями успешной научной деятельности

С одной стороны, это коррелирует с академическими званиями. С другой, напоминает звания «почетных докторов» университетов, но последние обычно присуждаются зарубежным ученым.
Предложение спорное, потому что, увы, по отечественным традициям, эти степени будут давать к юбилеям. И немало людей, уже не следящих за состоянием современной науки, получат избыточное влияние при принятии решений.

Цитата
следует создавать и развивать академии, ассоциации и другие научные сообщества с членством, подтверждаемым ежегодно по результатам научной деятельности за последние 3-5 лет, а не пожизненным.

Представляете себе процедуру исключения из академии человека с огромными заслугами, но в последние годы не очень крепкого и посвятившего себя популяризации науки? Я – нет. Мне кажется, стоило бы подумать над другим предложением. Хорошо известны закономерности деградации элитных групп, пополняющихся внутренними решениями. «Внутренние» выборы в академии имело бы смысл дополнить внешней кооптацией. Например, посредством голосования «рядовых» докторов наук.
ДВА ТИПА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОКПРИ УПРАВЛЕНИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, Попытки административного управления научной деятельно-стью зачастую опираются на неверные предположения, а потому приносят вред развитию науки. Статья посвящена предварительному обсуждению двух типов методологических ошибок при управлении научной деятель
Монополия на печатное слово, существовавшая в СССР, отражалась и на науке, где энтузиасты не могли просто взять и открыть новый журнал. Потом начался период безденежья, внутренней и внешней утечки мозгов, выживания науки.
В мире не так. Есть международные журналы для научных статей почти любых [гражданских] направлений, и когда назревает необходимость (даже чаще) люди, которые ее чувствуют, открывают новые (или расширяют тематику старых). Все последние достижения отечественной науки необходимо скрупулезно сравнивать со сделанным в мире. Для этого надо постоянно читать международные издания, искать литературу по темам, авторам, ключевым словам, ссылкам. Когда видишь русскоязычную статью, где предлагается что-то новое, а список литературы - чисто русский или с парой иностранных названий 25-летней давности, то становится ясно, что автор по меньшей мере работает вслепую. Если он действительно что-то придумал, хвала ему и... самое время проштудировать всё, что сделано по этой и смежным темам в мире. В том числе - в самые последние годы. Не будем забывать, что Россия в мировой науке - 2-3%. И печататься в мире тоже надо, потому что науке трудно развиваться без диалога, обратной связи со стороны тех 97%. При ином подходе, без свежего ветра отовсюду, при закрытии научных "границ" всё в наше несчастной науке отойдет к петрикам, прочими бизнесменам, оккультистам, шаманам, графоманам, мошенникам и прочей столь же полезной для развития страны и науки публике.
Что можно улучшить в наукометрическом анализе - учет наличия дубликатов и заимствований в научных публикациях, Дается общая характеристика наукометрических методов, отмечаются их недостатки, анализируются возможности применения и рассматриваются направления, по которым целесообразно разрабатывать новые подходы. Предлагается наряду с известными наукометрическими пр
Цитата
secretary пишет:
В elibrary учитывается и направленность статьи (обзор, исследовательская, короткая заметка и т.п.), и то, рецензируемая это статья, или заметка Главного редактора.

Может быть, ошибаюсь, но мне кажется, это учитывается тогда, когда сам журнал маркирует таким образом статьи, что бывает далеко не всегда.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, Мы предлагаем повысить эффективность использования индексов цитирования, по разному оценивая публикации – исследовательские тезисы, отчеты в конце программы и промежуточные исследовательские отчеты. Мы подчеркиваем также необходимость обзоров – и собствен
Цитата
secretary пишет:

Невозможной не станет, но будет более трудоемкой для "особого" автора - ему придется написать на свою статью пару качественных рецензий.

Иной "особый" разобидится на такое предложение и поищет тех, кто не будет его так "унижать".
Страницы: Пред. 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 След.

ИПУ РАН © 2007. Все права защищены