Автор: Андрей Олегович Власенко
Соавторы:
Сухарев А. А., Урюпин И. В.
Аннотация:
В настоящее время в системе показателей деятельности авиационных перевозок РФ не используются показатели, характеризующие качество авиатранспортной системы для основного бенефициара – пассажира. Указанное затрудняет оценку положительного эффекта, оказываемого на авиатранспортную систему, от внедрения новых типов авиатехники, приводит к практике создания авиатехники преимущественно исходя из экономических интересов эксплуатантов. Это, в свою очередь, повышает вероятность рассогласования между требованиями, предъявляемыми к авиатранспортной системе, и требованиями к перспективной авиатехнике. В статье предложена методика получения точечной и интегральной оценок качества авиатранспортной системы для пассажира по выбранной мере преодоления пространства, математическая модель и алгоритм вычисления критерия качества. За критерий качества принята пара из гарантированного значения меры преодоления пространства (в частности, полного времени поездки) и доли населения территории, охваченной авиатранспортной системой, для которой обеспечивается это предельное значение. Полученная на базе этих пар оценка качества авиатранспортной системы для пассажира в дальнейшем может быть использована в задаче формирования требований к перспективной авиатехнике (как граничное условие или как оптимизируемый функционал качества). Реализация методики демонстрируется на базе разработанного программного комплекса с использованием доступной для сбора или приобретения статистической информации. Результаты апробации представлены на примере количественной оценки влияния на качество авиатранспортной системы замены региональных самолетов с газотурбинными двигателями на «более электрические» самолеты вдвое меньшей вместимости.
Ключевые слова:
доступность авиаперевозки, оценка качества авиатранспортной си-стемы, математическое моделирование, гарантированное время путешествия, требования к перспективным самолетам