Автор: Амир Мусаевич Гаракоев
Соавторы:
Гладышев Анатолий Иванович, д.т.н., председатель секции по оборонным проблемам Министерства обороны РФ (при президиуме РАН)
Аннотация:
Решение задачи определения структуры управляемой динамической системы и формирование соответствующих законов управления требует детального анализа реальных экспериментальных данных, методов идентификиции. Методы идентификации моделей поведения систем "летательный аппарат+пилот" успешно развиваются с 60-х годов прошлого столетия. Пилотируемая авиация занимает лидирующие позиции по отношению к беспилотным системам, соответственно актуальность таких задач сохраняется и по сей день. При выполнении полетов пилот опирается на навигационную информацию, выводимую на различные индикаторы, расположенные в кабине летательного аппарата. Пример такого индикатора пилота - индикатор типа "Стрелка". Данная статья посвящена анализу реальных полетных данных четырех летательных аппаратов, пилоты которых выполняли полеты по информации с индикатора "Стрелка". По результатам анализа и с помощью компьютерного моделирования идентифицированы параметры четырех динамических моделей "летательный аппарат+пилот". Модели являются линейными замкнутыми (пилот - регулятор, замыкающий контур управления) динамическими системами 1-го порядка, описанными в виде передаточных функций. Приведены результаты экспериментов, выполненных на симуляторе с использованием каждой из моделей.
Ключевые слова:
идентификация, динамические системы, индикатор "Стрелка", поведение пилота