УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ СИСТЕМАМИ
на главную написать письмо карта сайта

Интернет конференция по проблемам теории и практики управления

На этом форуме обсуждаются научные публикации, связанные с применением математических моделей в управлении сложными (большими) системами. Для размещения новой публикации воспользуйтесь ссылкой "Подать статью" сверху. С помощью той же ссылки подаются статьи для публикации в Сборнике "Управление большими системами". Все подаваемые в Сборник статьи автоматически публикуются в этой Интернет-конференции, но можно подать статью в Конференции, не подавая ее в Сборник.

Появление статьи в Интернет-конференции не говорит о том, что она опубликована или будет опубликована в Сборнике "Управление большими системами". Статьи в Интернет-конференции публикуются в первоначальной авторской редакции. Изменения, вносимые в статью редколлегией Сборника в процессе ее рассмотрения, не отображаются автоматически в Интернет-конференции. Авторы статей могут внести соответствующие изменения вручную, разместив ответ на сообщение со своей статьей в Интернет-конференции.

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти  
Выбрать дату в календаре ...  Выбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 След.
ДВА ТИПА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОКПРИ УПРАВЛЕНИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, Попытки административного управления научной деятельно-стью зачастую опираются на неверные предположения, а потому приносят вред развитию науки. Статья посвящена предварительному обсуждению двух типов методологических ошибок при управлении научной деятель
Уважаемые коллеги,

для меня лично занятия инаукой - это форма служения Богу.
ДВА ТИПА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОКПРИ УПРАВЛЕНИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, Попытки административного управления научной деятельно-стью зачастую опираются на неверные предположения, а потому приносят вред развитию науки. Статья посвящена предварительному обсуждению двух типов методологических ошибок при управлении научной деятель
Из главы 1 моего учебника "Эконометрика":

"Внутренняя структура статистики как науки была выявлена и обоснована при создании в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации... Прикладная статистика - методическая дисциплина, являющаяся центром статистики. При применении к конкретным областям знаний и отраслям народного хозяйства получаем научно-практические дисциплины типа "статистика в промышленности", "статистика в медицине" и др. С этой точки зрения эконометрика - это "статистические методы в экономике". Математическая статистика играет роль математического фундамента для прикладной статистики.
К настоящему времени очевидно четко выраженное размежевание этих двух научных направлений. Математическая статистика исходит из сформулированных в 1930-50 гг. постановок математических задач, происхождение которых связано с анализом статистических данных. В настоящее время исследования по математической статистике посвящены обобщению и дальнейшему математическому изучению этих задач. Поток новых математических результатов (теорем) не ослабевает, но новые практические рекомендации по обработке статистических данных при этом не появляются. Можно сказать, что математическая статистика как научное направление замкнулась внутри себя. Сам термин "прикладная статистика", используемый с 1960-х годов, возник как реакция на описанную выше тенденцию. Прикладная статистика нацелена на решение реальных задач. Поэтому в ней возникают новые постановки математических задач анализа статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы. Обоснование часто проводится математическими методами, т.е. путем доказательства теорем. Большую роль играет методологическая составляющая - как именно ставить задачи, какие предположения принять с целью дальнейшего математического изучения. Велика роль современных информационных технологий, в частности, компьютерного эксперимента.
Рассматриваемое соотношение математической и прикладной статистик отнюдь не являются исключением. Как правило, математические дисциплины проходят в своем развитии ряд этапов. Вначале в какой-либо прикладной области возникает необходимость в применении математических методов и накапливаются соответствующие эмпирические приемы (для геометрии это - "измерение земли" в т.н. Древнем Египте). Затем возникает математическая дисциплина со своей аксиоматикой (для геометрии это - время Евклида). Затем идет внутриматематическое развитие и преподавание (считается, что большинство результатов элементарной геометрии получено учителями гимназий в XIX в.). При этом на запросы исходной прикладной области перестают обращать внимание, и та порождает новые научные дисциплины (сейчас "измерением земли" занимается не геометрия, а геодезия и картография). Затем научный интерес к исходной дисциплине иссякает, но преподавание по традиции продолжается (элементарная геометрия до сих пор изучается в средней школе, хотя трудно понять, в каких практических задачах может понадобиться, например, теорема о том, что высоты треугольника пересекаются в одной точке). Следующий этап - окончательное вытеснение дисциплины из реальной жизни в историю науки (объем преподавания элементарной геометрии в настоящее время постепенно сокращается, в частности, ей все меньше уделяется внимания на вступительных экзаменах в вузах). К интеллектуальным дисциплинам, закончившим свой жизненный путь, относится средневековая схоластика. Как отмечает проф. МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н.Тутубалин, теория вероятностей и математическая статистика успешно двигаются по ее пути - вслед за элементарной геометрией."

Добавлю по памяти, что Тутубалин сравнил динамику развития научной дисциплины с переходом от решения практических дел к "натиранию полов в своей квартире", т.е к замыканию внутри дисциплины.
ДВА ТИПА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОКПРИ УПРАВЛЕНИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, Попытки административного управления научной деятельно-стью зачастую опираются на неверные предположения, а потому приносят вред развитию науки. Статья посвящена предварительному обсуждению двух типов методологических ошибок при управлении научной деятель
К тематике нашей дискуссии относятся два утверждения, ранее в ней не обсуждавшиеся, и два соответствующих им эксперимента.

Утверждение 1. Получение научного результата влечет постановку ряда новых проблем. Следовательно, наука может развиваться бесконечно, безгранично расширяя фронт исследования.
Можно сравнить имеющиеся знания с кругом на плоскости, получение новых знаний – с увеличением радиуса этого круга. Тогда приращение знания отражается в появлении участка окружности, который в дальнейшем порождает сектор, уходящий в бесконечность.
Говорят, академик АН СССР Мальцев (математик-алгебраист) сказал лет 50 назад: «Я могу за два часа составить программу исследований по алгебре, для выполнения которой придется привлечь все население Земли в течении столетия».
В подтверждение рассматриваемого утверждения я провел эксперимент. Опубликовал работу:
Орлов А.И. Некоторые проблемы устойчивости в социально-экономических моделях и статистике, I. - В сб.: Избранные вопросы теории вероятностей и математической экономики. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1977. С.47-91.
В ней я на с. 56-76 в рамках тематики своей кандидатской диссертации сформулировал 29 проблем, которые заслуживают исследования.

Утверждение 2. Научное направление может развиваться бесконечно, решая свои внутренние проблемы, не поддерживая никаких контактов с другими направлениями, не предлагая ничего народному хозяйству.
Подтверждением этого утверждения является следующий эксперимент, который еще продолжается.
Интернет-ресурс с провокационным названием «Есть ли польза от академиков?» http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=5&t=270 я создал 7 января 2007 г. на форуме сайта «Высокие статистические технологии», посвященного статистическим методам, экономике и менеджменту, экологии, преподаванию, компьютерным вопросам. Перечислены фамилии, имена, отчества 64 членов секции математики РАН. Я просил читателей Интернет-ресурса указать научные труды указанных лиц по математическим дисциплинам, которые были полезны в их (читателей) деятельности. Именно научные труды по математике, а не учебники и научно-популярные книги, публицистику (В.И. Арнольд, И.Р. Шафаревич) или работы по истории (А.Т. Фоменко) и по другой тематике вне математики.
Результат эксперимента меня удивил. На 17 февраля 2013 г. зарегистрировано 14767 визитов на указанный Интернет-ресурс. Но никто (!) не привел ни одной ссылки на научные труды 64 академиков и членов-корреспондентов, которые оказались полезны в деятельности их читателей.
Оптимистическая точка зрения состоит в том, что работы членов отделения математики РАН (по состоянию на 07.01.2006) окажутся полезными обществу когда-либо в будущем.
Пессимистическая точка зрения состоит в том, эти работы никогда не окажутся востребованными нигде вне узких групп математиков.
Считаю, что этот эксперимент подтверждает для математики утверждение 2:
Научное направление может развиваться бесконечно, решая свои внутренние проблемы, не поддерживая никаких контактов с другими направлениями, не предлагая ничего народному хозяйству.
При этом наукометрические показатели для членов секции математики РАН высоки. Бесплодность их деятельности для общества можно установить только в результате экспертного обсуждения. При котором могут быть выявлены полезные для практики научные результаты, пропаганде которых сами их авторы не уделяли должного внимания.
Уверен, что аналогичные выводы можно получить, проведя похожие эксперименты для других научных областей, например, для членов отделения экономики РАН.
Можно поставить и общий вопрос: нужна ли (фундаментальная) наука обществу? Или сейчас прикладная наука вполне обходится без фундаментальной, решая возникающие теоретические вопросы своими силами?
Пишут, что сто лет назад всех физиков России можно было усадить на одном диване. Может быть, большего числа физиков и не надо?
Роль библиометрии в оценке исследовательской активности нгауки, Рассматриваются библиометрических подход к исследованию науки, формы, методы и показатели цитирования. Даются примеры библиометрической оценки авторов, научных журналов и вузов России. Материалом для исследований служили базы данных, представленные на п
Дорогой Павел Юрьевич!

Писать статьи все мы будем. Важно, чтобы книги тоже писали. Нынешняя шумиха вокруг статей в научных журналах, подкрепленная финансами, может отвратить от писания книг просто тем, что все время будет занято подготовкой статей. Во всяком случае, я уже переориентируюсь с книг на статьи.

Уважаемый Андрей Владимирович!

Спасибо за пример со статьями H.B. Mann'а. Хотя вторая статья цитировалась на два порядка меньше, чем первая, она была и оценена научным сообществом, и вошла в учебники. Поэтому человечество должно ее ценить никак не меньше, чем первую. Но дать ей такую высокую оценку нельзя по показателям цитирования, надо на основании заключений экспертов.
В этом суть моей позиции: формальные показатели цитирования (библиометрические показатели) могут играть лишь подсобную роль, основополагающим должно быть квалифицированное экспертное мнение научного сообщества.
Роль библиометрии в оценке исследовательской активности нгауки, Рассматриваются библиометрических подход к исследованию науки, формы, методы и показатели цитирования. Даются примеры библиометрической оценки авторов, научных журналов и вузов России. Материалом для исследований служили базы данных, представленные на п
Конечно, книги разные. На одних на обороте титульного листа указаны серьезные рецензенты, другие - "самопальные", с элементарным доказательством "великой теоремы Ферма".
Однако система финансового поощрения должна стимулировать серьезного ученого писать не только статьи, но и книги. Надо так ее спроектировать.
Сейчас виден перекос в сторону статей.
Роль библиометрии в оценке исследовательской активности нгауки, Рассматриваются библиометрических подход к исследованию науки, формы, методы и показатели цитирования. Даются примеры библиометрической оценки авторов, научных журналов и вузов России. Материалом для исследований служили базы данных, представленные на п
Книги - вехи в развитии науки, статьи - подготовительный материал. Если результаты Эрдеша не будут включены в книги (учебники), их забудут. Работа Г. Перельмана - книга, опубликованная в Интернете.
Беда в том, что на основе подготовительных материалов кое-кто пытается делать выводы о лицах и направлениях.
Роль библиометрии в оценке исследовательской активности нгауки, Рассматриваются библиометрических подход к исследованию науки, формы, методы и показатели цитирования. Даются примеры библиометрической оценки авторов, научных журналов и вузов России. Материалом для исследований служили базы данных, представленные на п
Обратим внимание на данные Ирины Владимировны Шайкевич:
Ю.А. Шрейдер не является чемпионом по цитированию статей, потому что мы ссылаемся на его книги. Книги важнее для развития науки, чем статьи, об этом очевидном для профессиональных исследователей факте подробно сказано в моей статье и комментариях в настоящей дискуссии.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Представлены и обсуждены основные возражения, появившиеся в литературе в последние годы в отношении тенденции широкого использования различных библиометрических показателей для оценки научной деятельности. Сделан вывод, что, несмотря на определенную одно
Отвечу Павлу Юрьевичу.

1. Иногда математику относят к естественным наукам. Этот недоразумение. Умственные конструкции не всегда имеют отношение к реальному миру. Например, когда-то евклидову геометрию понимали как науку о реальном пространстве. Потом появились другие геометрии 0 Лобачевского, Римана. Умственных конструкций стало много, какая из них соответствует реальному миру (и есть ли такая) - самостоятельный вопрос.
Математику можно сравнить с шахматами или - в современном варианте - с компьютерными играми. Правила шахмат и компьютерных игр придуманы, хотя, конечно, в них отражены отдельные черты реальности.
Полученные в математических моделях выводы не всегда можно переносить на реальные процессы. Впрочем, это касается и экономических моделей, например. моделей "economics". Рассуждения внутри моделей "economics" интересны, но не имеют отношения к реальному миру.
Если принять, что в физическом мире нет безграничной делимости пространства, то приходится признать, что понятия несоизмеримых отрезков или неизмеримых множеств - фантомы математики, не имеющие аналогов в реальности. Поэтому не стоит изучать неизмеримые множества.

Так кто же устанавливает законы природы? Хотят на это обращать внимания атеисты ли нет, их устанавливает Господь Бог.

Цитата
Цитата
Есть искусство - есть и наука об искусстве, которую принято называть искусствоведением (здесь слово наука переведено на русский язык - "ведение").
С какого языка переведено? "Наука" происходит от древнерусского "укъ" (учение).

Вот Вы и сказали, с какого - с древнерусского. Согласен, лцчше использовать термин "синоним" - слово "наука" - это синоним слова "ведение", а также - с древнегреческого - окончаний слов "...логия" и "...софия".
Изменено: Александр Иванович Орлов - 19.02.2013 15:49:34
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Представлены и обсуждены основные возражения, появившиеся в литературе в последние годы в отношении тенденции широкого использования различных библиометрических показателей для оценки научной деятельности. Сделан вывод, что, несмотря на определенную одно
Несколько замечаний по статье Олега Васильевича Михайлова.
1. Как известно, Л.Д. Ландау делил науки на естественные, неестественные и противоестественные.
Поясним: неестественные - это те, которые посвящены мысленным, виртуальным объектам: математика, кибернетика, информатика и их составляющие - системный анализ, исследование операций и т.п.
Противоестественные - посвященные изменяющей природу деятельности человека - технические, медицинские, общественные и т.п.
Олег Васильевич использует определение:
Цитата
НАУКА – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности; непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Это определение взято из Советского Энциклопедического Словаря 1980 г. Оно описывает не науку в целом, а естественные науки. Очевидно, что математика не "вырабатывает объективные знаний об окружающей действительности".
Кроме того, вызывает вопросы упоминание "законов". Если есть законы, то должен быть и законодатель. Кто же является законодателем для законов природы? Очевидно, Господь Бог. Проще говоря, согласно приведенному определению наука - это способ познания Бога.
Для атеистов такое определение не годится.
2. Обычная ситуация такова. Есть массовый вид деятельности - возникает и осмысление его, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об этом виде деятельности. Есть медицинская практика - есть и медицинские науки. Есть создание технических устройств - есть и технические науки. Есть процессы обучения и воспитания - есть и педагогические науки. Есть строительство и архитиктура - есть строительные и архитектурные науки. Есть искусство - есть и наука об искусстве, которую принято называть искусствоведением (здесь слово наука переведено на русский язык - "ведение"). Есть наука - есть и науковедение, в котором выделена часть, посвященная измерению - наукометрия, как вариант - наукометрика.
3. Естественные науки - небольшая часть науки в целом. По крайней мере половина докторских степеней защищена в области технических наук, весьма много - по социологическим, экономическим, политическим наукам. Это вполне понятно - жизнь современного человечества связана с техникой и обществом, а природа находится на заднем плане.
4. Почетные звания "доктор медицины" и "доктор медицинских наук" имеют совсем разный смысл. "Доктор медицины" - это тот, кто профессионально лечит."Доктор медицинских наук" - это тот, кто профессионально изучает процессы заболевания и лечения. Аналогично и в других областях.
5. Неверно сказано в статье Олега Васильевича Михайлова, что
Цитата
в западной наукометрии 20-25 лет назад появился термин «индекс цитируемости ученого».
"Индекс научных ссылок" Юджина Гарфилда появился в 1961 г., т.е. более 50 лет назад. В классической книге В.В. Налимова и З.М. Мульченко "Наукометрия" (1969), которую знает каждый, кто интересуется этой областью науки, описаны многочисленные результаты, полученные еще в 60-е годы. Из вопросов, затронутых в настоящей дискуссии, в ней нет разве что индекса Хирша.
6. Нельзя не согласиться с названием статьи, включенной в список литературных источников;
Цитата
МИХАЙЛОВ О. Называйте правильно! Нужен новый классификатор наук и специальностей // Поиск. – 2012. – № 10-11(1188-1189). – С. 19.

Необходимости нового классификатора наук и специальностей посвящена вторая часть нашего выступления в настоящей дискуссии.
Однако нельзя согласиться с утверждением Олега Васильевича Михайлова
Цитата
о том, что социологию у нас подвергали остракизму и гонениям, считая ее не иначе как “продажной девкой империализма”.

Почетный титул “продажной девки империализма” принадлежал в отечественной истории не социологии, а кибернетике.
Изменено: Александр Иванович Орлов - 19.02.2013 14:07:21
НАУКОМЕТРИЯ: КАК С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ЛЕЧИТЬ, А НЕ КАЛЕЧИТЬ?, Представлен взгляд автора на некоторые проблемы, «болезни» современной науки – мировой и российской – и на возможность использования наукометрии для их «лечения».
В.В. Налимов (книга 1969 г., с.125):
"...будет катастрофически плохо, если плановые отделы или отделы кадров наших учреждений начнут делать вульгарные оценки по уровню цитируемости."
Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 След.

ИПУ РАН © 2007. Все права защищены