Название статьи: Идентификация динамической системы «Летательный аппарат + пилот» при выполнении аэрогеофизической съёмки
Библиография: Гаракоев А.М., Гладышев А.И. Идентификация динамической системы «Летательный аппарат + пилот» при выполнении аэрогеофизической съёмки // Управление большими системами. Выпуск 103. М.: ИПУ РАН, 2023. С.190-202. DOI: https://doi.org/10.25728/ubs.2023.103.8
Дата опубликования: 31.05.2023
Ключевые слова: идентификация, динамические системы, индикатор <<Стрелка>>, поведение пилота
Аннотация: Решение задачи определения структуры управляемой динамической системы и формирование соответствующих законов управления требует детального анализа реальных экспериментальных данных, методов идентификации. Методы идентификации моделей поведения систем <<летательный аппарат + пилот>> успешно развиваются с 60-х годов прошлого столетия. Пилотируемая авиация занимает лидирующие позиции по отношению к беспилотным системам, соответственно актуальность таких задач сохраняется и по сей день. При выполнении полетов пилот опирается на навигационную информацию, выводимую на различные индикаторы, расположенные в кабине летательного аппарата. Пример такого индикатора пилота -- индикатор типа <<Стрелка>>. Данная статья посвящена анализу реальных полетных данных четырех летательных аппаратов, пилоты которых выполняли полеты по информации с индикатора <<Стрелка>>. По результатам анализа и с помощью компьютерного моделирования идентифицированы параметры четырех динамических моделей <<летательный аппарат + пилот>>. Модели являются линейными замкнутыми (пилот -- регулятор, замыкающий контур управления) динамическими системами 1-го порядка, описанными в виде передаточных функций. Приведены результаты экспериментов, выполненных на симуляторе с использованием каждой из моделей.
Author(s): Garakoev A., Gladyshev A.
Article title: Identification of the dynamic system "aircraft + pilot" when performing airborne geophysical survey
Keywords: identification, dynamic systems, indicator "Arrow", pilot behavior
Abstract: The solution of the problem of the structure determining of a controlled dynamic system and the formation of the corresponding control laws requires a detailed analysis of real experimental data, identification methods. Methods for identifying models of behavior of <<aircraft + pilot>> systems have been successfully developed since the 60s of the last century. Manned aviation occupies a leading position in relation to unmanned systems, respectively, the relevance of such tasks remains to this day. When performing flights, the pilot relies on navigation information displayed on various indicators located in the cockpit of the aircraft. An example of such a pilot indicator is an indicator of type <<Arrow>>. This article is devoted to the analysis of real flight data of four aircraft, the pilots of which flew according to information from the <<Arrow>> indicator. According to the results of the analysis and with the help of computer simulation, the parameters of four dynamic models <<aircraft + pilot>> were identified. The models are linear closed (pilot-regulator closing control loop) dynamic systems of the 1st order, described in the form of transfer functions. The results of experiments performed on the simulator using each of the models are presented.
В формате PDF
Просмотров: 465; загрузок: 97, за месяц: 12.
Назад