Автор: Александр Владимирович Кузнецов
Соавторы: Лемтюжникова Д.В.
Аннотация:
Строится формальная теория познания реальности, описываемой определенной онтологией, агентом в условиях неполной информированности агента. Онтология описывается графом, вершины и ребра которого соответствуют сущностям и их отношениям. Вводятся различные классы утверждений – истинных или ложных, а также бессмысленных, об этом графе, конъюнкции этих утверждений могу описывать граф полностью или частично. Введено две меры, одна -- типа логической вероятности, с сигмааддитивностью, вторая -- типа расстояния редактирования графов. С помощью второй меры агент строит состоящую из предполагаемых онтологий окрестность вокруг того, что он считает (неполным и неточным) отражением реальной онтологии, с помощью второй -- вычисляет степень неопределенности этой окрестности (потому что окрестность соответствует дизъюнкции разных возможных описаний графа-онтологии). Внутри окрестности агент ищет то, что ему кажется наиболее верным отражением онтологии, расширяет найденный граф онтологии нужным ему образом, строит вокруг получившегося графа окрестность из близких к нему графов онтологий заданного радиуса по второй мере и с заданной неопределенностью по первой мере. Процесс повторяется до получения убедительной для агента картины мира, т.е. до лучшего в каком-то смысле графа, по мнению агента описывающего реальную онтологию. Показан теоретико-игровой пример конкуренции двух агентов в процессе познания онтологии.
Ключевые слова:
теория познания, формальные онтологии, субъективная вероятность, неопределенность, дескрипционная логика, расстояние редактирования графов, теория игр