Автор: Егор Максимович Гришин
Соавторы:
Морозов Н.Ю., Гришин Е.М., Правдивец Н.А., Коровкин Д.М., Тюленев И.Д.
Аннотация:
В связи с ростом объема мультимодальных перевозок ОАО «РЖД» требуется более эффективное использование имеющихся ресурсов. Благодаря большому международному грузообороту, в наши дни наиболее востребованной разновидностью международного грузооборота является доставка морским транспортом с последующей перегрузкой на железную дорогу для доставки до пункта назначения на материке. В настоящей статье предлагается комплексная математическая модель, включающая две подзадачи: задачу назначения причалов (BAP) и задачу формирования составов. Совместное решение этих взаимосвязанных задач позволяет учитывать в процессе решения все ограничения и находить решение, с учетом как оптимизации перегрузки в морском порте, так и с учётом технических особеннотей железной дороги. Предложенная модель позволяет получить эффективные решения для объединенной задачи пункта перевалки. Для проведения вычислительных эеспериментов использован оптимизатор Gurobi. Выбор оптимизатора Gurobi связан с тем, что он позволяет получать более качественное решение по сравнению с эвристическими алгоритмами, хотя и работает в среднем дольше. Стоит заметить, что повышение эффективности работы порта, связанное с более качественно построенным расписанием, находится в приоритете относительно более продолжительного времени вычислений. Для экспериментов были сгенерированы псевдореальные данные, соответствующие инфраструктуре Дальневосточной железной дороги, размерностью до 15 причалов и 12 кораблей. В рамках проведённых вычислений с ограничением времени в 60 минут для части примеров удалось найти оптимальное решение, а для остальных примеров оценка погрешности полученного значения целевой функции составляет менее 10%.
Ключевые слова:
дискретная оптимизация, математическое моделирование, железная дорога, пункт перевалки, морской порт